страничка руководителя физического воспитания

Не мешайте детям лазить и ползать!

Не мешайте детям лазить и ползать!

Далеко не все взрослые находят в себе силы и желание, а также время, чтобы заниматься собой, ходить в спортзал или просто бегать по утрам правильно питаться.

Но если у вас есть дети, то придется проявить силу воли и проследить хотя бы за тем, чтобы ребенок достаточно времени занимался физической активностью. В детстве действительно важно водить детей в секции и гулять с ними.

Дело в том, что физическая активность и здоровый образ жизни в принципе в детстве особенно важны, поскольку отражаются на здоровье человека в дальнейшем. Физическая активность в детстве способствует лучшему умственному развитию, учебе, а также препятствует полноте.

Согласно исследованиям ученых, сегодняшние дети все менее активны и испытывают на себе негативное влияние гиподинамии. Родители много возят детей в машине, носят на руках, также много времени дети проводят перед телевизором.

Родители чрезмерно пекутся о детях и ограничивают их подвижность, запрещая лазать по деревьям, призывая хорошо (то есть спокойно) себя вести, а в Великобритании даже запрещено приносить мячи на детские площадки.

В то же время малая подвижность неестественна для возраста, когда самой природой детям предусмотрено быть активными и подвижными.

У физически активных детей психика более уравновешена, они лучше успевают в школе и реже находятся в плохом настроении.

Недостатка в развлечениях у современных детей нет – компьютеры, всевозможные игры, игрушки роботы, телевизор.

Но при этом прогресс не всегда идет развивающемуся организму на пользу, а, как известно, прошлые поколения с меньшими возможностями были в целом здоровее.

Если вы как раз раздумываете, что подарить сыну или дочке на день рождения, подарите мяч или надувной круг для плавания, запишите ребенка в спортивную секцию.

Будет еще лучше, если вы сами покажете пример и будете вместе с ребенком кататься на роликах и велосипеде, ходить в походы. В детском возрасте закладывается фундамент здоровья человека. Физическая активность стимулирует все физиологические функции организма, способствует правильному развитию центральной нервной системы, хорошему иммунитету.

Однако не стоит забывать и о том, что на пользу идут только умеренные нагрузки, а усиленные занятия тяжелой атлетикой или другими видами спорта могут принести вред.

 

ПУСТЬ ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ БУДЕТ В РАДОСТЬ!

свернуть

Воспитательные ресурсы семьи в формировании физической культуры дошкольников

Воспитательные ресурсы семьи в формировании физической культуры дошкольников

Абсолютно все папы и мамы хотят, чтобы их дети выросли здоровыми, полными сил и жизненной энергии. Смогли достойно реализовать свои и, что немаловажно, родительские нужды и чаяния. Вместе с тем, как показывает опыт, представления родителей о значении физических упражнений вообще и их роли в жизни собственного ребенка весьма расходятся в силу того, что современные родители чрезмерно заботятся об интеллектуальной составляющей своего малыша, а в отношении физической подготовки снижают планку своих требований по мере его взросления.

Всем известно, что в период первого года жизни, каждая мать старается уделять в уходе за своим ребенком должное внимание физическим упражнениям, массажу, гигиеническим процедурам. Но чем старше становится ребенок, тем чаще становится негативная тенденция сокращения времени, внимания и сил на организацию его физического воспитания. Это находит свое отражение в отношении родителей к занятиям их физкультурой дома.

Чаще всего родители не отрицают необходимости занятий физкультурой дома, но в тоже время и не предпринимают практических шагов для решения поставленной задачи.

Можно выделить четыре основные позиции для решения вышеизложенной задачи:

  1. создание материально-технических условий для занятий дома;
  2. содействие соблюдению детьми режима дня, правил личной гигиены, выполнению утренней гимнастики и закаливающих процедур и контроль за всем этим;
  3. организация соревнований и игр на детских площадках по месту проживания;
  4. непосредственное участие в соревнованиях семейных команд, днях здоровья, развлечениях, играх, прогулках.

В основном большинство родителей выполняют не все функции не в полном объеме, ограничиваясь первыми двумя позициями. Третья и четвертая позиции, позволяющие демонстрировать ребенку личный пример отношения к ценностям физической культуры, родителями на практике почти не реализуются, оставаясь просто теоретическим убеждением в правильности этих убеждений.

  Семья играет главную роль относительно формирования у детей гигиенических привычек, привычки разумно проводить свободное время.

   Родители, вы должны и обязаны создать комфортные условия для здорового развития своего ребенка.

свернуть

Подвижные игры в семье

Подвижные игры в семье

Исключительная роль игры в воспитательном процессе является общепризнанной. Игра выступает и как средство разностороннего развития ребёнка, и как форма организации жизни, и как метод обучения. В научно-методической литературе и практике особо выделяется роль игры в качестве основной деятельности дошкольника. Ей придаётся большое значение в социальном становлении личности ребёнка, а игровые навыки рассматриваются как один из показателей его общего развития.

Потребность в движении, в двигательной активности учёные называют кинезофилией – врождённой биологической потребностью человеческого организма. Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на здоровье, психофизическом благополучии детей, негативно влияет на двигательное и социальное развитие ребёнка. Движение является обязательным компонентом любой игры дошкольника, выступая в качестве её оперативного состава. Низкий уровень двигательных умений, однообразие движений создают предпосылки к объединению содержания игровой деятельности ребёнка, и, наряду с другими причинами, ограничивает его возможности реализовать себя в игре со сверстниками. Имеется ряд исследований, где особо подчёркивается существование связи богатства движений с игровой мотивацией, умением развивать сюжет игры и сохранять к ней интерес. Следовательно, игра и движения, объединяясь, становятся необходимым условием и средством разностороннего развития и воспитания дошкольника.

Велика роль игры в двигательном развитии детей и двигательном режиме детского сада и семьи. Убедительным аргументом является то, что игры, насыщенные движениями, требуют выполнения определённых правил, вызывают необходимость соподчинять действия, тренируют поведение. Игры способствуют не только совершенствованию движений детей (что, несомненно, важно), но и выполняют функцию социализации. Однако такая значимость игр может быть признана лишь при условии высокой игровой мотивации детей, принятии ребёнком игры. Только в этом случае можно ожидать эффект целенаправленного использования её в процессе воспитания. Найти место игре в любую минуту жизни ребёнка в зависимости от его здоровья, настроения, интересов, поставленных воспитательных задач – дело не лёгкое. Для этого необходимо, по крайней мере, две вещи: богатый игровой арсенал родителей и умение в игре «сохранить игру», не превращая её в диктат, обязательное «мероприятие».

Все игры рассчитаны на высокую активность детей – двигательную, интеллектуальную, речевую, сенсорную. Причём по желанию педагога или детей может быть усилен любой из этих акцентов. Игры можно проводить в помещении, во дворе, на лугу, в поле, у водоёма, используя широкие и малые площади, разнообразное физкультурное оборудование, игрушки, природный материал. Игру можно использовать и как коллективную, и как индивидуальную, а также как игру-дуэт (в паре «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-взрослый»). Игры всегда интересны и младшим, и старшим дошкольникам

Таким образом, подвижные игры – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Но, чтобы игры были всегда интересны детям, надо соблюдать некоторые несложные правила:

  • никогда не заставлять детей играть, а только приглашать;
  • заканчивать игру раньше, чем этого захотят дети;
  • превращать игру в ограниченную часть каких-то жизненных ситуаций (например, при обследовании двигательных умений детей, во время наблюдений в природе и пр.);
  • использовать яркие заставки к игре (зазывалку, загадку, потешку, вопрос, игрушку, атрибутику в виде волшебной палочки, колокольчика, сундучка; заранее с детьми нарисовать «заколдованное место» и пр.);
  • создавать условия для активности и успехов каждого ребёнка в игре;
  • быть объективным, не сводить оценку игры к поведению детей, никогда не сравнивать детей друг с другом;
  • не сердиться, если игра не получилась, найти причину неудачи;
  • участвовать в игре на правах партнёра, проявлять высокий непосредственный интерес к ней;
  • создавать настроение ожидания следующей встречи с игрой.

Насколько эффективны игры, можно судить по следующим показателям: дети с желанием играют, проявляют яркие эмоции, стараются выполнять правила и адекватно вести себя и, конечно, ищут любые возможности, чтобы перенести усвоенные игровые умения в самостоятельную деятельность.

Но двигательная деятельность дошкольников нуждается в постоянном контроле со стороны взрослых. Маленькие дети не умеют ещё оценивать свои силы возможности. Увлёкшись шумной игрой в мяч или прыжками со скакалкой, они готовы бегать и прыгать до полного изнеможения. Родители должны помочь ребятам правильно чередовать в течение дня различные виды деятельности. После подвижных игр нужно предложить детям заняться спокойной деятельностью – почитать, порисовать, соорудить что-нибудь из кубиков, помочь маме по хозяйству и т.д. Чересчур спокойных детей, не любящих двигаться, следует побуждать к активным действиям, придумывать для них специальные задания, поручения, чаще привлекать их к участию в подвижных играх и физических упражнениях.

Не удивляйтесь, если ребёнок 3-4 лет, поиграв немного в подвижную игру, быстро теряет к ней интерес и будет стремиться к какому-либо другому занятию. В раннем возрасте это естественно. Зато ребята с огромным удовольствием играют в одну и ту же игру каждый день понемногу. Она не теряет для них своей привлекательности и не надоедает им долгое время.

Очень важно во время игр и упражнений чаще напоминать детям, чтобы они не сутулились, не опускали голову, не шаркали ногами по полу во время ходьбы. Всё это необходимо для формирования правильной и красивой осанки, лёгкой походки.

свернуть

Значение утренней зарядки

Значение утренней зарядки 

Утренняя гигиеническая гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние.

Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы.

Приобщение ребенка к физкультуре важно не только с точки зрения укрепления их здоровья, но и для выработки привычки к занятиям спортом. Многим детям тяжело подниматься с теплой постели на зарядку. Но проходит время, неделя-другая, и малыш бодро вскакивает при первых звуках спортивного марша или иной музыки сопровождающей утреннюю зарядку. Вырабатывается условный динамический стереотип поведения, который вносит определенный ритм в утренний режим и не требует дополнительных волевых усилий.    

Утренняя гимнастика не только "пробуждает" организм, но и даёт определенный тренирующий эффект. После зарядки можно предложить ребенку легкий бег, а затем рекомендуется принять водные процедуры. Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.   Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.   

Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У  малышей, систематически занимающихся утренней гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность.

Необходимость тотчас после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений требует определенного волевого усилия, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей.

Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят, совершенно особенные, задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.

Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь.  Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня.   

Утренняя гигиеническая гимнастика, или, как ее называют, зарядка, должна выполняться непосредственно после сна. Но это можно осуществить только в детских садах имеющих ночные группы. В дошкольных учреждениях с дневным пребыванием детей утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности. Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям.

Таким образом, воспитательное значение утренней гимнастики при проведении ее не сразу после сна, а спустя некоторое время, расширяется. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку.                                        В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики.

Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка.

Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног). Систематическое повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка.

Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции. Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности.  

Регулярное проведение физических упражнений на свежем воздухе способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует формированию свода стопы и правильной осанки.

Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, который  способствует оздоровлению организма ребёнка. 

свернуть

Спортивные игры для детей

Спортивные игры для детей

С какого возраста и каким видам спорта можно обучать детей дошкольного возраста?

Разумеется, о настоящем спорте в дошкольном возрасте еще рано говорить, но различные виды игр и развлечений с элементами спорта и полно доступны детям 5-—(1 лет (и даже более раннего возраста).

Доступность и полезность игр и спортивных развлечений для дошколят научно доказана рядом исследований, практикой работы многих детских садовВсе это подтверждает, что наши дети могут и должны приобщаться к прекрасному миру движений и эмоций. Но делать это надо продуманно, гибко, без срывов, на строгой медицинской и педагогической основе, исходя из интересов здоровья ребенка и его гармонического развития.

Прежде чем приступить к регулярным занятиям, ребенок должен пройти в детской поликлинике тщательный медицинский осмотр с целью определения состояния его здоровья и уровня физического развития. А затем в течение года ему необходим систематический медицинский контроль.

Педагогам следует знать, что правильно, разумно подобранные игры и спортивные развлечения благотворно влияют на основные показатели физического развития детей: рост, вес, окружность грудной клетки, на развитие сердечно-сосудистой системы органов дыхания.

Дети, перенесшие простудные и инфекционные заболеваниявновь приступают к занятиям не сразу, а в зависимости от перенесенной болезни, после определенного, указанного врачом промежутка времени.

Детям, перенёсшим острые заболевания, рекомендуются следующие сроки освобожденияот физических упражнении: острый катар верхних дыхательных путей и острый бронхит — 6—10 дней, ангина — 10—15 дней, грипп, острый отит — 2 недели — 1 месяц, скарлатина— 1—1,5 месяца, ревматическая атака — 6 месяцев. Такие дети, а также физически ослабленные и имеющие отклонения в физическом развитии требуют к себе особого внимания, разумной нагрузки и в играх, и в спортивных развлечениях.

Правильно организованные игры и спортивные развлечения укрепляют здоровье детей, закаляют их организм, помогают развитию двигательного аппарата, воспитывают волевые черты характера, ценные нравственные  качества, являются замечательным средством активного и разумного отдыха.

Бытует еще мнение, будто игра, например, с шайбой и клюшкой чрезвычайно сложна и совершенно недоступна детям дошкольного возраста. Немало опасений у взрослых вызывает и слишком мужественный характер борьбы в хоккее, который может привести якобы к травмам и ушибамНо страхи эти необоснованны. Как показал опыт при разумной, тщательно продуманной организации этой игры она вполне доступна детям 5—6 лет (по упрощенным правилам).

К сведению: в Канаде существует традиция вручать мальчику хоккейную клюшку, когда ему исполняется 3 года. К 5—6 годам он уже «заправский» хоккеист. В некоторых детских садах дети 5-—6 лет учатся играть в шахматы; в детском саду

Небезынтересно будет узнать, что работающая мышца потребляет питательных веществ в 3 раза, а кислорода в 7 раз больше, чем бездействующая. Игры, спортивные развлечения и физические упражнения нельзя проводить натощак и в плохо проветренном помещении. Не следует начинать их и сразу же после еды: после приема пищи должно пройти не менее 30 мин. Прекращать спортивные занятия надо за 1,5—2 часа до ночного сна.

После игр и спортивных развлечений полезны обтирание, теплый душ, купание. Эти водные процедуры помимо превосходного закаливающего воздействия на организм ребенка дают немалый гигиенический эффект.

Приступая к занятиям, следует иметь в виду, что дети неодинаковы по своему физическому развитию, характеру, здоровью. Нагрузка в играх дозируется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, настроения и самочувствия ребенка. Внешний вид, поведение, аппетит, сон — вот зрительно контролируемый барометр правильной физической нагрузки.

При выборе игр и спортивных развлечений необходимо учитывать состояние здоровья  ребенка.

Дети дошкольного возраста склонны переоценивать свои силы и нередко заигрываются (во вред здоровью). Поэтому и разучивание упражнений, и сама игра не могут быть продолжительными: их надо чередовать с отдыхом. Игры большой активности сменяются спокойными. Лучше чуть-чуть недоигрывать, чтобы игра для ребенка была всегда заманчивой, привлекательной и не наносила ущерба здоровью.

Нагрузка во время игр должна распределяться равномерно на все труппы мышц, возрастать постепенно из года в год. Воспитатели могут и должны помочь ребенку выработать красивую осанку, научить правильно дышать, не задерживая дыхания, сообразуясь с физическим упражнением, глубоко, равномерно. Вдох делать через нос, выдох —- через рот.

Каждая игра и спортивное развлечение имеет четко очерченные границы, длится определенное время, но многие по внешним признакам могут определить, не превышает ли нагрузка физических возможностей ребенка. При нормальной нагрузке учащается дыхание, розовеет лицо, ребенок слегка вспотел, но бодр, жизнерадостен. Чрезмерная нагрузка сказывается  на нервной системе ребенка, теряется аппетит, нарушается сен. В этом случае нужно уменьшить нагрузку или даже новее прекратить занятия.

Одежда на занятиях должна соответствовать погоде, виду игры, стадии обучения (в начале обучения — обычная одежа, затем — спортивная), индивидуальным особенностям, возрасту, полу, степени закаленности и состоянию здоровья ребенка. Спортивная одежда должна быть легкой, удобной, теплой, не стеснять движений, не метать свободному дыханию, кровообращению, не раздражать кожу детей.

Зимняя одежда: курточка, хорошо защищающая от ветра, лыжный костюмчик (шерстяной или с начесом) или пальто (желательно из шерстяной ткани), теплый шарф и варежки. Обувь — подогнанные по ноге валенки, суконные ботинки на толстой подошве или кожаные ботинки (лыжные, конькобежные, фигурные), одетые на простой и шерстяной носки сапожки. На голове — шапка-ушанка или шерстяная вязаная шапочка па подкладке (осенью и весной — кепки и береты).

Летняя одежда — тренировочный трикотажный костюм, трусымайка. На голове при солнечной погоде светлые панамы, соломенные шляпы, легкие фуражки с козырькомОбувь — тапочки, парусиновые ботинки, в теплую погоду -босиком.

Одежда выбрана правильно, если руки и ноги поело прогулки сухие и теплые.

Дети должны иметь свой спортивный инвентарьсанки, лыжи, коньки. резиновый круг, велосипед, ракетки для бадминтона, настольного тенниса, малого тенниса, мячи, шахматы, шашки и т. п. Он должен соответствовать возрасту и росту детей, храниться в определенном местеСледят за сохранностью инвентаря,  особенно в старшем дошкольном возрасте, сами дети: очищают от снега, протирают от пыли.

Во время игр и спортивных развлечений настроение у ребенка должно быть ровным и жизнерадостным. Старайтесь поддерживать у малыша хороший тонус. Имейте в виду, что психика его неустойчива, легко ранима. Порой самое пустяковое словозамечание могут покачаться ребенку обидными, он может расплакаться, Потерять веру в свои силы, и это надолго оттолкнет его от того или иного вида игры. Указывая ребенку на его ошибки, будьте тактичны.

Ничто не укрепляет веру в свои силы так. как разумно высказанное одобрение. Пользуйтесь им как могучим стимулятором успеха. Конечно, тех. у кого все быстро получается, не следует особенно часто хвалить — могут зазнаться. А вот малыша, которому долго не удавалось какое-то упражнение, а потом наконец получилось, непременно нужно похвалить.

Накануне занятия с ребенком надо выяснить хорошо ли усвоен тот элемент физического упражнения, чтобы затем показать его ребенку правильно, четко, красиво, сочетая показ с точнымикраткими, образными и эмоциональными  пояснениями. Следует опираться на предыдущий опыт ребенка («Вспомни, как принимается стойка конькобежца!»). Объясняя ребенку, нужно говорить не что он будет делать, а как: « Надо съехать так. чтобы не задеть ворота». Обучая ребенка, задания давайте конкретныечаще повторяйте упражнения, заботясь прежде всего о том, чтобы ребенок понял суть движения. Детали же помогите ему отшлифовать потом.

Показ движений чаще всего зеркальный: в ту же сторону, в какую делает движение ребенок. Во время занятий место обучающего зависит от конкретного вида игры и спортивного развлечения: он должен всегда быть рядом с ребенком? чтобы что-то показатьпомочь, вовремя подстраховать, предоставляя ему по мере обучения и усвоения движения больше самостоятельности.

ФУТБОЛ 

С детьми дошкольного возраста проводится упрощенный вариант игры. Размер площадки с травяным покрытием составляет не более 24 м в длину и 18 м — в ширину. Поперек нее отмечаются средняя линия и центральный круг диаметром 5 м (вся разметка делается мелом). На концах площадки ставятся ворота высотой 2 м, шириной 3 м. На ее углах и на месте пересечения средней и лицевых линий ставятся яркие флажки высотой 0,80—1 м.

Для игры в футбол для детей дошкольного возраста используется облегченный мяч меньших размеров (желательно кожаный или пластиковый, но не резиновый). Лучший вариант — стандартный волейбольный мяч.

Каждая команда состоит из 5 — 8 детей (чем меньше размеры площадки, тем меньше игроков в команде) и нескольких запасных. Игра продолжается 30 мин. Время игры делится на две половины по 15 мин с 5-минутным перерывом.

Перед началом игры проводится жеребьевка, с помощью которой определяется сторона площадки или начальный удар. Мяч для начального удара ставится на землю в центре поля. Игра начинается по сигналу судьи одним из игроков команды, который назначается капитаном. Игроки команды соперников должны располагаться за линией центрального круга.

Правила игры имеют некоторые особенности. Здесь не применяются пока недоступные детям угловой удар, положение  вне  игры,  штрафные и  свободные удары.

Игроки имеют право вести мяч ногой, передавать его товарищу по игре, забивать мяч в ворота. Все действия с мячом выполняются только ногами. Касание мяча головой или туловищем не считается ошибкой, а руками трогает мяч только вратарь. Кроме того, педагог может сам ввести некоторые ограничения (правила) в соответствии с поставленными задачами.

Из существующего многообразия технических приемов футбола дошкольников целесообразно обучать следующим: ударам по мячу ногой; остановкам мяча ногой; ведению мяча ногой; элементам тактических действий.

ХОККЕЙ С ШАЙБОЙ 

Хоккей с шайбой для детей дошкольного возраста существенно отличается от игры взрослых. Осваивать его элементы дошкольникам целесообразно на утрамбованной снежной площадке размером примерно 8x12 м или 10x15 м, огражденной снежным валом или деревянным бортом.

Ледяное покрытие и коньки используются только после освоения детьми различных элементов хоккея для избежания серьезных травм.

Поперек площадки проводят среднюю линию шириной 10—30 см, затем параллельно ей чертят две линии шириной от 5 до 30 см на расстоянии 1,5 — 2 м от лицевых бортов (это линии ворот).  Высота ворот — 1м, ширина —  1,5 м.

Для игры необходима клюшка соответствующего размера (если нижнюю грань крюка клюшки полностью поставить на поверхность площадки, то верхний обрез ее рукоятки должен находиться на уровне пояса ребенка) и резиновая «детская» шайба меньших размеров и массы, чем стандартная (вместо шайбы можно использовать резиновые мячи малых размеров).

Игра может проводиться с вратарем и без него (действия детей еще не точные и они много шайб забить не сумеют). Детям необходимо соблюдать определенные правила, за нарушение которых педагог делает устное замечание, либо удаляет с площадки на 2 мин.

Запрещается задерживать соперника руками или клюшкой, умышленно ударять его ею, поднимать клюшку выше плеча, оспаривать решение судьи.

Однако прежде чем играть в хоккей с шайбой по упрощенным правилам, детям необходимо освоить некоторые элементы владения клюшкой и шайбой, включающие: держание клюшки; ведение шайбы; броски; удары по шайбе.

ХОККЕЙ С МЯЧОМ

Хоккей с мячом (на траве, полу, асфальте, грунтовой площадке) — простая, доступная и увлекательная игра для детей, заменяющая в теплое время хоккей с шайбой.

Площадка для игры в хоккей с мячом должна быть хорошо укатанной, с ровной поверхностью. Ее примерные размеры, м: 15x8, 24x12, 30x15. Игровое поле ограничивается боковыми и лицевыми линиями, ширина которых не должна быть менее 5 см. В центре поля чертится круг диаметром 1 м. Ворота (ширина 1,5, длина 1 м) укрепляются на середине лицевых линий (чтобы не сдвигались с места и не переворачивались).

Для игры используют мяч от большого тенниса или небольшой резиновый мяч диаметром 6 — 10 см и массой до 100 г. Клюшки имеют полукруглый крюк. Поэтому техника владения клюшкой и мячом отличается от техники хоккея с шайбой.

Детям играть в хоккей с мячом можно по тем же правилам, что и в хоккей с шайбой. Единственное отличие в том, что с увеличением размеров площадки в хоккее с мячом может возрастать число игроков в каждой команде.

Наиболее приемлемы при обучении детей дошкольного возраста следующие элементы: владение клюшкой; удары по мячу; ведение мяча клюшкой.

БАСКЕТБОЛ 

У дошкольников используется облегченный мяч для мини-баскетбола или детские резиновые, пластиковые мячи, близкие по размерам к баскетбольным (диаметром 18—20 см, массой 450 г).

В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти играющих на площадке и нескольких запасных игроков. Педагог может менять игроков в течение всей игры. Игра состоит из двух таймов по 5 мин и 5-минутного перерыва между ними. За каждый заброшенный в корзину мяч команде начисляется 2 очка.

Игра начинается с розыгрыша начального броска: педагог подбрасывает мяч вертикально вверх между игроками. После того, как мяч достигнет наивысшей точки, дети могут касаться его руками. Так же разыгрывается спорный мяч.

Мяч, пересекший во время игры боковую или лицевую линии, считается вышедшим из игры. В этом случае его вновь вводят в игру вбрасыванием с того места, где он пересек линию, игроком противоположной команды. Мяч считается вышедшим из игры от игрока, последним дотронувшимся до него. Если педагог сомневается, кто последний коснулся мяча, назначается спорный бросок.

Детей необходимо приучать выполнять некоторые правила игры: игрок может сделать с мячом не более трех шагов (если ребенок не освободился от мяча, то с третьим шагом должно выполняться ведение), нельзя вести мяч двумя руками одновременно или бежать с ним без ведения, запрещается хватать соперников за одежду, за руки, толкаться.

Из элементов игры в баскетбол с дошкольниками целесообразно изучить технику игры без мяча: стойку баскетболиста, перемещение по площадке, остановки, повороты, а также действия с мячом: передача двумя руками от груди и одной рукой от плеча, ловля двумя руками на уровне груди, ведение мяча, броски мяча в корзину двумя руками от груди и одной от плеча.

БАДМИНТОН

Дети могут играть в бадминтон на небольших площадках, лужайках, пляже в безветренную погоду по упрощенным правилам, без сетки, с нею или натянутой веревкой вместо сетки. Размеры детской площадки для игры в бадминтон — 4x8 м, сетка шириной 60 см натягивается на высоте 1,3 м.

Ракетка в бадминтоне  — основное «орудие» игрока. Существуют различные виды ракеток: из дерева, металла и т. д. Деревянные ракетки неприемлемы для дошкольников. Они тяжелые, громоздкие, неудобные для обхвата рукой,  велики по размерам (поэтому часто ломаются при ударе снизу от соприкосновения с полом).

Гораздо лучше для детей использовать цельнометаллические ракетки типа «Ласточка» — легкие, прочные, удобные для игры. Ракетка состоит из рамки с натянутыми на ней капроновыми струнами, ручки и тонкого  соединительного стержня между ними.

         Для  игры в бадминтон  используется перьевой или пластиковый  воланы. Дошкольникам не требуется  большая  точность в игре, которую обеспечивает более чувствительный перьевой волан, используемый на соревнованиях по бадминтону. К тому же он менее прочный, чем пластиковый, и стоит   значительно дороже.

Одежда и обувь игрока должны быть удобными, не стесняющими движения, из материала, хорошо впитывающего пот.

Обувь — типа полукед: легкая, прочная, но не на скользкой подошве, с мягким утолщением на пятке (чтобы ее не травмировать).

Обязательны шерстяные носки,  которые лучше впитывают пот.

При обучении дошкольников элементам бадминтона формируют умения и навыки владения ракеткой и воланом, которые включают держание ракетки и действия с ней: удары, подачу.

НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС 

Мяч перебрасывается при помощи ракетки через сетку на сторону противника после того, как один раз ударится о поверхность стола. Суть игры —  послать мяч после отскока от стола через сетку в любую часть  стола  противника с таким расчетом, чтобы то не смог  возвратить его, либо допустил ошибку — направил мяч в сетку или за пределы стола.

Дошкольники могут постигать азы настольного тенниса на столах с несколько меньшими размерами, чем у взрослых (высота — 65—68 см, длина — 230 — 250 см, ширина — 100— 130 см). Цвет покрытия стола для детей и его разметка стан­дартные.

Ракетка для игры в настольный теннис может быть любого размераразной формы и массы, но обязательно из одного куска фанеры или доски одинаковой толщины. Основание ракетки может иметь круглую, овальную, четырехугольную форму.

На основание наклеиваются накладки из резины пупырышками наружу или вовнутрь (сразу на деревянную поверхность или на еще один слой губчатой резины). Причем однослойная накладка не должна превышать 2 мм, а двухслойная — 4 мм.

Длина и диаметр ручки ракетки правилами не ограничиваются. Ручка не должна быть слишком толстой (или тонкой) и скользкой.  Чтобы она не скользила,  можно  обмотать ее матерчатой изолентой или сделать в ней 18—20 небольших сквозных отверстий.  Ручка должна быть удобной, более легкой и меньших размеров, чем для взрослых.

Дошкольникам следует соблюдать определенные  правила: при подаче мяч должен отскочить от стола на стороне подающего, а затем перелететь над сеткой, не задев ее, и коснуться стола на стороне противника; подача переигрывается, если мяч попал на сторону противника, но задел сетку; отбивание ударов соперника выполняется после касания мяча стола, но не с лета; отражая мяч, нельзя касаться его ракеткой более одного раза; нельзя отражать мяч рукой.

Играющие подают поочередно по 5 подач каждый (первоочередное право подачи определяется жребием). Соперники играют между собой 3 партии до 11 очков в каждой. Победителем считается игрок, выигравший 2 партии из трех.

С детьми дошкольного возраста рекомендуется изучать следующие доступные элементы игры в настольный теннис: держание ракетки; отбивание мяча слева и справа; простейшая подача.

ГАНДБОЛ (РУЧНОЙ МЯЧ)

Гандбол — широко распространенная командная спортивная игра, заключающаяся в том, чтобы завладеть мячом и забросить его в ворота соперника, защищаемые вратарем. Все действия с мячом выполняются руками, отсюда и название. Необходимо забросить возможно большее число мячей в ворота соперников.

В соревнованиях участвуют две команды из семи игроков — шесть полевых и один вратарь. Количество детей дошкольного возраста в одной команде может колебаться от 5 до 9 в зависимости от размеров площадки и подготовленности детей.

Размеры стандартной площадки для игры в гандбол составляют 20x40 м. На такой  площадке детям играть трудно. Поэтому для них рекомендуются площадки меньших размеров: 9x18; 12x24 м.

В отличие от других спортивных игр в гандбол можно играть на любой площадке (в зале, на улице), с любым покрытием: земля, дерево, трава и др. Необходимо только разметить ее и поставить ворота. Для дошкольников они должны быть меньше стандартных размеров (180x270 см). Их изготавливают из квадратных деревянных брусков 8x8 см и окрашивают, чередуя полосы, в два цвета: белый и черный (или красный и голубой). Ширина полос — 20 см.

Игровую площадку размечают хорошо видимыми линиями. Если она имеет земляное или травяное покрытие, для разметки лучше подойдет мел (порошок), если деревянное — нитрокраска. Ширина линии разметки — 5 см, а в воротах она равна ширине брусков, т. е. 8 см.

Помимо линий, ограничивающих площадку по периметру, и линии, делящей ее на две части, чертят линии для выделения площадки вратаря и игровой зоны.

На стандартных площадках линия вратарской площадки проводится перед  воротами на расстоянии 6 м, а игровой зоны — параллельно, через 3 м пунктирной линией.

Для детей, играющих по упрощенным правилам, размеры вратарской площадки могут быть уменьшены до 2—4 м, а линию игровой зоны можно и не проводить.

В гандбол играют резиновым надувным мячом с одноцветной кожаной или синтетической покрышкой. Мяч должен быть и обязательно круглым. Для детей дошкольного возраста используются мячи небольших размеров (окружностью мяча до 40 см) и облегченные, массой 250—300 г.

В игре дети должны соблюдать следующие правила: броски по  воротам производятся не заходя в площадь вратаря (ошибкой не является заступ во вратарскую после броска); в площади ворот имеет право играть лишь один вратарь; передавать мяч следует одной или двумя руками; вести его одной рукой (или поочередно правой и левой); ведение мяча заканчивать  передачей партнеру или броском по воротам; в игре не разрешается: хватать   (обхватывать) соперника, удерживать, тянуть, ударять, толкать, делать  подножку, падать на мяч, накрывая его.

Основные элементы игры в гандбол,  которым обучают дошкольников   следующие: передвижение; владение мячом; простейшиее обманные действия (финты).

НАРОДНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ 

ЛАПТА

Лапта — старинная русская народная игра, появившаяся в России еще в XVIII в. В 1957 г. с введением единых правил она стала спортивной игрой.

В спортивном варианте лапты участвуют две команды, в каждой по 6 основных игроков и 2 запасных. По жребию игроки одной команды располагаются за линией «города», а игроки второй — в «поле». Игра продолжается два тайма по 30 мин с 10-минутным перерывом между ними и проводится на специальной площадке.

В игре соблюдаются следующие правила: игрок, ударивший по мячу, может дожидаться удобного случая для перебежек от линии «города» до линии кона и обратно. Бежать имеет право не только тот игрок, который ударил по мячу, но и все игроки, не успевшие перебежать или не попавшие по мячу. Если один из  перебегающих игроков будет задет мячом, то эта команда может, в свою очередь, попасть мячом в любого из игроков команды «поля», смены мест игры при этом между командами не происходит. При перебежках нельзя выходить за пределы боковых линий. Игрок, выбежавший за пределы боковых линий, и считается задетым, и команды меняются местами.

Дети дошкольного возраста играют по упрощенным правилам. Два тайма по 15 мин с 5-минутным перерывом между ними. Для игры выбирается ровная площадка, на которой проводятся линии (или обозначаются ориентиры) «города» и кона, находящиеся на расстоянии от 10 до 20 м друг от друга. Боковые линии не проводятся, в их качестве выступают края пилки, за которые дети должны стараться не заходить.

Играть можно небольшим тряпичным, резиновым или теннисным мячом. Для облегчения попадания лаптой по мячу дошкольниками ее делают лопатообразной и менее длинной.

Участники игры делятся на две равные группы, в каждой есть водящий. По жребию игроки одной группы идут в «город» к другой — расходятся по «полю».

Игру начинает ведущий из группы города, который сам и подбрасывает мяч и отбивает его лаптой в «поле». Остальные действия выполняются так же, как и в спортивном варианте игры. Единственное, что разрешается детям, — вброс мяча в «поле» рукой, если не получается сделать это лаптой.

Основными  приемами, применяемыми при игре в лапту, являются: удар битой (лаптой) по мячу, ловля и передача мяча, перебежки, броски по сопернику.

ГОРОДКИ

Городки — старинная русская народная игра, известная еще в Древней Руси. Спортивной игрой городки стали с 1923 г., когда в СССР были разработаны единые правила и создана спортивная федерация.

Цель игры в том, чтобы, затратив наименьшее количество бит, выбить определенное количество фигур, которых, в зависимости от подготовленности, может быть от 6 до 15. Каждая фигура состоит из пяти городков, которые изготавливаются из дерева любой твердой породы и имеют форму цилиндра длиной 200 мм, диаметром 45—50 мм.

Место для игры в городки — ровная прямоугольная площадка размером 30x15 м. На ней различаются два «города» размером 2x2 м, отстоящие друг от друга на расстоянии 2,1 м. На 13 м от лицевой линии каждого «города» проводятся дальние линии — кона, а на расстоянии 6,5 м от лицевых линий — ближние линии — полукона.

Все фигуры начинают выбивать с кона. Когда выбит из пределов «города» хотя бы один городок, продолжают выбивать оставшиеся с линии полукона. «Письмо» выбивается только с линии кона. Сначала надо выбить городок, лежащий в середине.

Бита представляет собой круглый стержень длиной не более 1 м произвольной массы. Материалом могут служить дерево, прессованная фанера или бумага. Для более долговечной службы бит деревянные бруски вставляют в металлические полые цилиндры с толщиной стенок 1,5—3,5мм .

Каждая команда состоит из 5 человек. Перед началом соревнований путем жеребьевки определяется право первого удара. Игра всегда начинается выбиванием фигур из первого «города». Игрок одной из команд имеет право пробить подряд двумя битами, после чего броски выполняет игрок другой команды.

Для детей дошкольного возраста подбираются облегченные биты длиной 60—80 см (слишком короткими битами трудно попадать по фигурам), массой 400—450 г. Примерно в 2 раза уменьшаются для детей размеры «города», а также расстояние до кона и полукона (1x1, 5—6, 2—3 м).

Дети также делятся на команды-звенья по 3 человека в каждой. Выигрывает звено, раньше всех выбившее 5 фигур. С дошкольниками можно использовать один «город», хотя применение двух «городов» повышает интенсивность игры.

Основной элемент техники игры — бросок биты в цель. Это сложное действие, включает хват, стойку, замах, выброс биты.

свернуть

Физическая нагрузка ребенка после болезни

Физическая нагрузка ребенка после болезни

На занятиях ребенку дается заниженная физическая нагрузка, с частым отдыхом и уменьшенной дозировкой. Это означает, что он включается в движения только спокойного характера, или подвижную деятельность заменяют спокойной:

— бег, прыжки и кувырки заменяют ходьбой, укороченным бегом в замедленном темпе и т. д.;

— силовые упражнения с большим напряжением мышц и эмоций заменяют на спокойные или совсем опускают;

— игры большой подвижности заменяют спокойными или находят для ребенка роль в игре спокойного характера;

— на лыжах ребенок спокойно ходит по 5—10 мин, с отдыхом. С гор не катается.

Степень снижения физической нагрузки зависит от вида и характера протекания заболевания, а также индивидуальных особенностей ребенка. Поэтому к каждому ребенку необходим индивидуальный подход.

За снижением физической нагрузки следят воспитатель и руководитель физического воспитания.

Как определять у детей степень усталости во время двигательной деятельности

Степень усталости ребенка можно определять по внешним признакам: цвету лица (покраснение, побледнение, посинение); мимике; потливости лица, лба; дыханию (дышит ртом, одышка); работе сердца (усиленное сердцебиение); поведению (снижение внимания и интереса, рассеянность, недисциплинированность, отсутствие усидчивости, излишняя подвижность, чрезмерная активность); ухудшению качества выполняемых движений (потеря ритмичности, снижение скорости, вялость); ухудшению осанки.

При небольшой усталости наблюдаются легкое покраснение лица, спокойное выражение, потливость незначительная; дыхание несколько учащено, но остается ровным; физические упражнения, задания выполняются правильно и быстро, общее самочувствие хорошее.

При средней усталости наблюдаются значительное покраснение лица, напряженное выражение; явная потливость; дыхание резко учащенное; выполнение физических упражнений неуверенное, появляются добавочные движения; могут быть жалобы на усталость.

При выраженной усталости — для всех детей требуется вводить изменения в содержание и методику занятий физическими упражнениями. Если признаки усталости появляются у отдельных детей, нужно снизить для них дозировку упражнений, предоставить кратковременный отдых.

свернуть

Дифференцированный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек

Дифференцированный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек

Вопрос о природе в развитии двигательных функций мальчиков и девочек дошкольного возраста, представляет большой интерес. Причины этих различий нельзя считать точно установленными. Их выявление требует специальных исследований физиологов, генетиков, психофизиологов, а также специалистов в области физической культуры и спорта.

Уверенно можно сказать, что различия в подготовленности и темпе развития мальчиков и девочек до 11-12 лет, определяется в основном их половыми особенностями.

Эксперименты показали: девочки лучше выполняют задания на пространственную точность, на пятом и шестом годах, а мальчики на седьмом. Точность воспроизведения временного параметра движения у мальчиков пятого и шестого годов выше, чем у девочек, а мальчики семи лет справляются с заданием хуже, чем их ровесницы. Точность воспроизведения динамической характеристики движения у девочек всех возрастных групп выше, чем у мальчиков. Таким образом, дошкольный возраст характеризуется неравномерным и разновременным развитием точности движений по основным параметрам у детей разного возраста.

Исследователи считают, что половые различия по продолжительности двигательной активности несущественны, по объёму - более значимы, а по активности – значительны (в пользу мальчиков).

Специфику имеет содержательная сторона двигательной деятельности, что объясняется разными интересами детей разного пола. В частности в процессе игр у мальчиков больше места занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.).

Традиционная система воспитания не предлагает раздельных показателей двигательной подготовленности мальчиков и девочек, хотя для шестилеток, обучающихся в школе, это предусматривается.

В то же время в зарубежной и отечественной теории и практике дошкольного воспитания есть данные, подтверждающие успешность занятий по физической культуре, проводимых раздельно для мальчиков и для девочек.

Так экспериментальные уроки по системе Э.Ю. Пээбо, включали следующие виды движений для мальчиков: бег с преодоление препятствий, акробатические элементы (кувырки, стойка на лопатках, переворот в бок и т.д.), разные виды прыжков, упражнения на перекладине, скамейке, гимнастической стенке, элементы борьбы, различные игры, соревнования; для девочек: упражнения с лентами, шарфами, игры на местности, катание на санках и др.

Содержание некоторых авторских программ, опыт работы инструкторов по физическому воспитанию дошкольных учреждений и данные экспериментов, подтверждают целесообразность дифференцированного воспитания мальчиков и девочек по следующим направлениям:

  1. Учёт сензитивных (критических) этапов для формирования и совершенствования двигательных способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений у мальчиков и девочек с целью получения максимальных результатов при минимальных физических и психических затратах.
  2. Осуществление общей физической подготовки без разделения по половому признаку. Разница может проявляться лишь в дозировке нагрузки в упражнениях на выносливость, в характере и величине мышечных усилий и т.п. Более глубокая специальная подготовка может осуществляться через раздельную программу для мальчиков и для девочек. Она может быть основана на использовании разных видов спортивных упражнений, игр соревновательной направленности (с преимущественным развитием определённых качеств), элементов спортивной гимнастики и акробатики.
  3. Предъявление разных требований к выполнению одних и тех же движений: чёткости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков), пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).

Указанные направления могут быть реализованы на обычных занятиях, когда вводная и заключительная части, а также общеразвивающие упражнения и подвижные игры проводятся фронтально со всеми детьми, а обучение основным видам движений, спортивным упражнениям или элементам спортивных игр в основной части планируется отдельно для мальчиков и для девочек.

Однако раздельное проведение занятий лишает мальчиков и девочек эмоционального контакта, совместных переживаний и познания друг друга, а воспитателя – возможности формировать ценные нравственные качества, правильные взаимоотношения между разнополыми детьми.

Достаточно эффективной является организация работы с подгруппой детей (по половому признаку) на прогулке и во время проведения других режимных моментов в форме подвижных игр, игровых упражнений и заданий.

Следует также помнить, что необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют к упражнениям с видимой «мальчишеской» направленностью и наоборот. Поэтому педагог не должен подавлять стремление детей заниматься определённым видом двигательной деятельности (если только это не вредит здоровью). Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой-либо двигательной деятельности.

свернуть

Методика проведения физкультминуток на занятиях с различным содержанием

Методика проведения физкультминуток на занятиях с различным содержанием

Следует отметить, что статическая нагрузка является самой тяжёлой для детей. При длительном статическом положении у человека устают от напряжения позвоночник и мышечная система всего туловища. В связи с этим начинает страдать нервная система и посылать импульсы усталости во все органы. Во время статического напряжения происходит снижение обмена веществ, замедление тока крови и кровоснабжения мозга, повышается артериальное давление, учащается пульс, нарушается дыхание, наблюдаются застойные явления в мышцах. Эти изменения приводят к снижению умственной работоспособности, утомлению.

Быстрая утомляемость, которая происходит вследствие истощения нервных клеток, особенно характерна маленьким детям. Это обуславливается тем, что для дошкольников характерна неустойчивость нервных процессов, повышение возбудимости коры головного мозга.

Утомление является основной причиной различных стойких нарушений функций коры головного мозга, появления нервности, что может привести к невротическим состояниям разной степени. Поэтому переутомление нервной системы отрицательно сказывается на развитии ребёнка, его здоровье и поведение. Следовательно, важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить первые его признаки и как можно быстрее снять их.

Основные признаки утомления:

  • нарушение недавно сформированных умений;
  • нарушение координации мелких движений, замедленность их;
  • длительные отвлечения;
  • примитивные манипуляции (накладывание, постукивание, бросание предметов и др.);
  • появление ранее существовавших, но уже изжитых автоматических движений, например, сосание пальцев, раскачивание;
  • повышенная раздражительность;
  • зевота.

Исследования показывают, что первые признаки утомления появляются у детей средней группы на 7-9 минуте занятий, старшей – на 10-12 минуте.

Эффективным средством предупреждения утомления, улучшения общего состояния  являются физические упражнения. Под их влиянием увеличивается количество импульсов, поступающих из двигательного, вестибулярного и других анализаторов. Более интенсивно работают железы внутренней секреции, что приводит к возбуждению нервной системы, повышению её работоспособности. Одновременно происходит восстановление функций тех центров, которые находились в активном состоянии при умственной работе.

Физические упражнения особенно повышают последующую работоспособность при сложной умственной деятельности. Поэтому в детском саду на занятиях широко применяются физкультминутки.

Физкультминутка – это кратковременное  (в течение 1-3 минут) мероприятие, которое способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность. Назначение её – предупредить и снять умственное утомление на занятиях по счёту, развитию речи и др., связанных с большой сосредоточённостью, длительным поддержанием внимания, напряжёнными однообразными статическими положениями тела. Физкультминутку повторяют 2-3 раза. Проводят физкультминутку, когда дети сидят за столами, стоят у столов, выходят из-за столов.

Упражнения, входящие в физкультминутку, улучшают осанку детей, усиливают обмен веществ в организме, повышают внимание. Но не все занятия требуют введения физкультминуток.

На занятиях по музыкальному воспитанию, конечно, нет надобности включать физкультминутку. Такие занятия, как правило, насыщены движениями. Не на каждом занятии по изобразительной деятельности обязательно нужна физкультминутка.

Нужно учитывать также, что иногда при большой заинтересованности детей занятием, особенно когда используются пособия, физкультминутка может и помешать успешному проведению занятия. Следовательно, физкультминутки не должны рассматриваться как обязательные мероприятия в режиме дня дошкольников.

На занятиях по формированию математических представлений физкультминутки можно связать с содержанием занятия. Например, хлопнуть в ладоши столько раз, сколько Наташа ударит мячом об пол, или присесть на единицу больше названного числа. Иногда можно использовать физкультминутки для закрепления порядкового или количественного счёта, величины и т.д. Например, 1 – руки в стороны, 2 – руки вверх, 3 – руки вперёд, 4 – присесть и т.д.

На занятии по развитию речи иногда можно использовать физкультминутки в упражнениях по звукопроизношению. Например,

Ча-ча-ча, печка очень горяча.          Три хлопка, руки вперёд.

Чи-чи-чи, печёт печка калачи.         Три хлопка, руки в стороны.

Чу-чу-чу, будет всем по калачу.       Три хлопка по коленям, руки вперёд.

Чо-чо-чо, остарожно: горячо!           Три хлопка, руки за спину.

Большие возможности есть при проведении физкультминуток на занятиях по изобразительной деятельности, например, по рисованию:

Мы старались рисовать,                        Руки в стороны.

Трудно было не устать.                         Руки вверх.

Мы немного отдохнём,                          Присесть, руки вперёд.

Рисовать опять начнём                          Встать, опустить руки.

В отдельных случаях, если дети долго держали в руках кисть или карандаш, целесообразно включить упражнения для мышц кисти рук (пальчиковая гимнастика).

Дети обычно очень любят физкультминутки. Это ведь интересно, что во время серьёзного занятия вдруг начинается какая-то словесная игра с движениями. Важно объяснить ребятам, что такие физкультминутки помогут им вырасти сильными и здоровыми, что взрослые люди на работе, ученики в школе – все делают физкультминутки для того, чтобы немножко отдохнуть и с новыми силами приступить к работе.

свернуть

Подвижные игры для воспитанников

Подвижные игры для воспитанников

Для дошкольников подвижные игры являются необходимой жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики воспитанников, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.

Играя, ребёнок упражняется в различных движениях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными видами действий.

Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у воспитанников вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить своё место, не мешая другим, и т.п.

Подчинение правилам игры воспитывает у воспитанников организованность, внимание, умение управлять своими движениями. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.

Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолёта.

Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила. Малыши запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями.

Влияние подвижных игр на развитие движений воспитанников, а также некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее действует ребёнок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т.е. тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам игры.

Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности воспитанников на свежем воздухе усиливается работа сердца и лёгких. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья воспитанников: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

Разнообразие игр по содержанию и организации воспитанников позволяет подбирать их с учётом времени дня, условий проведения, возраста воспитанников, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными воспитателем задачами.

Первое требование, которым надо руководствоваться при отборе подвижных игр, – соответствие содержания игровых действий, правил возрастным особенностям воспитанников, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового.

Надо стремиться к тому, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Это могут быть уже знакомые образы (кот, птичка); с неизвестными персонажами малышей легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку, книжку (медведь, лиса, заяц и др.). Важно, чтобы движения персонажей игр были разнообразны, но доступны для исполнения маленькими детьми.

Очень важно иметь в виду, что разнообразие двигательных заданий обеспечивается не только тем, что в каждой игре используется новое по характеру движение, но и тем, что в нескольких играх одно и то же движение выполняется при разном построении и в разных ситуациях. В одной игре даётся ходьба группой, в другой – ходьба по кругу, взявшись за руки, в третьей игре воспитанников приучают ходить парами или врассыпную. Так же можно разнообразить и бег.

Педагогический эффект подвижной игры во многом зависит от соответствия её определённой воспитательной задаче. Так, если перед воспитателем стоит задача научить воспитанников согласованно действовать в коллективе, двигаться на большой площади, то для этой цели более всего подойдут игры сюжетные, такие как «Солнышко и дождик», «Воробушки и кот».

Следует учитывать и общее состояние группы. Если дети возбуждены, лучше провести спокойную, малоподвижную игру, правила которой требуют от них определённой сосредоточенности внимания. Если же необходимы активные действия, нужно выбрать игру, в которой движения разнообразны, часто меняются в соответствии с сюжетом и правилами.

В разные времена года возможность проведения подвижных игр неодинакова. Так, зимой на воздухе реже проводятся подвижные игры с быстрым бегом, подпрыгиваниями, так как тёплая одежда и обувь затрудняют движения воспитанников, они начинают потеть и быстро утомляются.

Так как малышей затрудняют одновременные совместные действия в большом коллективе, двух-трёхлетние дети при беге врассыпную часто наталкиваются друг на друга, движения их ещё неловки, недостаточно координированны, то при подборе игр следует учитывать размеры помещения или площадки. В тесном помещении лучше проводить подвижные игры небольшими группами или такие, в которых действия воспитанников более организованны, например «Зайка беленький сидит», «Пузырь».

При выборе игры нужно учитывать, в какое время дня она проводится. Так, в первой половине дня можно проводить игры более подвижные. Однако и в это время не всегда возможны игры большой подвижности. Подвижные игры разного характера следует сочетать с играми и занятиями, которые имеют место в режиме дня. После музыкальных или физкультурных занятий целесообразно проводить игры мене подвижные, и наоборот, после рисования, лепки возможны игры с достаточно активными двигательными действиями. В конце дня, незадолго до сна, игры должны быть более спокойными.

В работе с малышами рекомендуется использовать и игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила ( «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «Поезд» и др.).

Продолжительность подвижных игр в младших группах зависит от разных факторов: от характера игровых действий, от количества играющих, от условий проведения и часто от настроения играющих, от их отношения к игре. В первой младшей группе длительность подвижных игр может быть 5-8 минут.

Подвижные игры обязательно включаются в занятия физической культурой. Они проводятся после упражнений в основных видах движений с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой цели подбираются игры, требующие активных действий всех воспитанников одновременно. В связи с тем, что время проведения подвижных игр несколько ограничивается рамками занятия, лучше подбирать игры, не требующие длительного объяснения или уже знакомые детям, чтобы не тратить много времени на ожидание начала действия.

В физкультурное занятие для воспитанников раннего возраста могут быть включены две игры. Одна, более подвижная – в основную часть, вторая, более спокойная – в заключительную часть занятия.  Цель последней – успокоить воспитанников, несколько снизить физиологическую нагрузку, полученную ими в основной части.

Сбор воспитанников на игру необходимо проводить в том месте площадки, откуда будут начинаться игровые действия. Проходить он должен быстро и интересно. Поэтому важно заранее придумать приёмы сбора и постоянно их варьировать.

Организация воспитанников на игру требует от педагога большой находчивости. Особенно важно вызвать интерес к игре в самом её начале. Иногда эти приёмы совпадают с приёмами сбора воспитанников. Большой эффект даёт обыгрывание атрибутов.

Когда педагог проводит игры с первой младшей группой, то непосредственно сам участвует в игре: выполняет как главную, так и второстепенную роль. Трехлетним детям в знакомых играх можно поручить исполнение главной роли.

В группе «Малыши» итог игры должен быть  оптимистичным, коротким и конкретным. Обязательно малышей нужно похвалить.

свернуть